Лесгафт, Пётр Францевич


Лесгафт, Пётр Францевич
(1837-1909)
   — педагог, анатом и врач, один из основоположников школьной гигиены и врачебно-педагогического контроля в физическом воспитании, д-р медицины (1865), д-р хирургии (1868). С 1868 профессор, зав. кафедрой физиологической (нормальной) анатомии Казанского университета. В 1871 за выступление в печати против произвола администрации университета был уволен без права заниматься педагогической деятельностью. Получив разрешение на педагогическую деятельность (1874), Л. работал в Гл. управлении военно-учебных заведений (до 1886), где занимался вопросами физического воспитания. В 1877-82 руководил организованными им при 2-й Петербургской военной гимназии учебно-гимнастическими курсами. В 1881 по инициативе Л. были открыты 6-месячные курсы преподавателей гимнастики и фехтования в войсковых частях. В 1886-97 Л. читал лекции по анатомии в Петербургском университете и на Рождественских курсах лекарских помощников. С 1893 участвовал в работе Петербургского общества содействия физическому развитию; организовывал детские площадки, катки, экскурсии и прогулки для детей из малоимущих семей. В том же году на средства своего ученика И.М. Сибирякова Л. открыл Биологическую лабораторию, при которой организовал музей; издавал "Известия" (под редакцией Л. в 1896-1910 вышло 10 тт., по 4 выпуска в томе). В 1896 добился открытия при Биологической лаборатории Курсов воспитательниц и руководительниц физического образования (закрыты правительством в 1905 из-за революционных настроений среди воспитанниц).
   В основу теоретической педагогики Л. ставил антропологический принцип, целью которого было выяснение для педагога значения личности ребёнка как самой большой ценности. При этом утверждал, что педагогика является ветвью биологии. Исходя из осн. положения созданной им функциональной анатомии - о единстве формы и функции, - Л. считал возможным воздействовать функцией, "направленным упражнением", на развитие органов человеческого тела и всего организма. Гл. принцип образовательной теории Л. - единство физического и умственного развития человека. Рассматривал систему направленных упражнений средством не только физического, но и умственного, нравственного и эстетического воспитания. Используя непосредственные наблюдения, Л. разработал типологию детей, имевшую практическое значение. При описании школьных типов (лицемерный, честолюбивый, добродушный, мягко-забитый, злостно-забитый, угнетённый) Л. выявил влияние семейной жизни ребёнка на его развитие. Л. критиковал систему дошкольного воспитания Фребеля за однообразие, подавление самостоятельности и творчества детей и противопоставил ей свою программу семейного воспитания, в которой гл. место занимала гигиена матери и ребёнка, а также система физических упражнений и игр. В концепции процесса обучения Л. раскрыл дидактическое значение ощущений, восприятий, представлений, обобщений и их проверки деятельностью.
   После 1917 научное наследие Л. творчески использовалось советской школой и педагогикой. В 1918 на базе Биологической лаборатории был создан Естественнонаучный институт им. Л., а в 1919 на базе Лесгафтовских курсов - Государственный институт физического образования им. Л. (ныне Рос. академия физической культуры).
   (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 374)
   Ч486.73г(2)

Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.

Смотреть что такое "Лесгафт, Пётр Францевич" в других словарях:

  • Лесгафт Пётр Францевич — (1837—1909), анатом, педагог; основатель научной системы физического воспитания, врачебного и педагогического контроля в физической культуре; один из основоположников отечественной анатомии. Родился в Петербурге. Окончил МХА (1861). С 1868… …   Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

  • Лесгафт Пётр Францевич —       (1837 1909), анатом, педагог; основатель научной системы физического воспитания, врачебного и педагогического контроля в физической культуре; один из основоположников отечественной анатомии. Родился в Петербурге. Окончил МХА (1861). С 1868… …   Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • Лесгафт, Пётр Францевич — Пётр Францевич Лесгафт …   Википедия

  • Лесгафт, Пётр Францевич — Лесгафт, Петр Францевич ЛЕСГАФТ Петр Францевич (1837 1909), российский врач и педагог, создатель системы физического воспитания. Рассматривал физическое упражнение как средство не только развития тела, но и умственного, нравственного,… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Лесгафт Пётр Францевич — (1837 1909), педагог, анатом и врач. Основоположник научной системы физического образования и врачебно педагогического контроля в физической культуре в России. * * * ЛЕСГАФТ Петр Францевич ЛЕСГАФТ Петр Францевич [21 сентября (3 октября)1837,… …   Энциклопедический словарь

  • ЛЕСГАФТ Пётр францевич — [21.9(3.10). 1837, Петербург, 28.11(11.12).1909, близ Каира, похоронен в Петербурге], педагог, анатом и врач, один из основоположников шк. гигиены и врачебно пед. контроля в физич. воспитании, д р мед.ицины (1865), дер хирургии (1868). По… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Лесгафт Пётр Францевич — …   Википедия

  • Лесгафт — Лесгафт, Пётр Францевич Основоположник научных основ физической культуры Петр Францевич Лесгафт Пётр Францевич Лесгафт (21 сентября …   Википедия

  • ЛЕСГАФТ — Пётр Францевич (1837 1909), педагог, анатом и врач. Основоположник научной системы физического образования и врачебно педагогического контроля в физической культуре в России. Источник: Энциклопедия Отечество …   Русская история

  • Лесгафт, Петр Францевич (дополнение к статье) — анатом и педагог. Был приват доцентом анатомии в с. петербургском университете. После 1895 г. напечатал: "Основы теоретической анатомии" (ч. I, 2 изд., 1905); "Анатомия человека" (вып. I и II, 1895 1896; нем. перев., Лейпциг,… …   Большая биографическая энциклопедия

Книги

Другие книги по запросу «Лесгафт, Пётр Францевич» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.